23:26 Педагогическая гостиная "Учитель русских учителей К.Д. Ушинский" | |
16 мая 2023 года в 08:00 и 09:40 кафедра педагогики и специального образования организовала для студентов первого и второго курсов, обучающихся по направлениям 44.03.02 "Психолого-педагогическое образование" и 44.03.05 "Педагогическое образование (с двумя профилями)", педагогическую гостиную "Учитель русских учителей К.Д. Ушинский", посвященную двухсотлетию основателя научной педагогики. Представителями факультетов под руководством доцентов кафедры Прияткиной Н.Ю., Осина А.К. и Джишкариани Т.Д. были подготовлены интересные материалы, раскрывающие его жизненный путь, взгляды на обучение и воспитание детей, писательскую деятельность. Особо выделяется доклад Шаловой Д., студентки 4-го курса историко-филологического факультета (научный руководитель к.п.н., доц. Т.Д. Джишкариани), в котором были рассмотрены проблемы организации воспитательного процесса в современной школе в рамках реализации воспитательного компонента ФГОС общего образования с учетом педагогических идей юбиляра. В сообщении был представлен анализ результатов проведенного студенткой педагогического эксперимента, методические рекомендации и перспективы дальнейшего решения проблемы. Значимыми и интересными в исследовании студентки являются тест-опросник «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современная школа» и создаваемый ею педагогической ресурс «Педагогика в личностях» с тематическими страницами выдающихся педагогов, в частности, К.Д. Ушинского. Результатом гостиной стали и некоторые интересные факты о отечественном новаторе. 1. Будущий автор «Родного слова» – руководства для учителей и родителей по преподаванию родного языка, которое до 1917 года переиздавалось 146 раз, – в гимназии имел по русской грамматике весьма скромную оценку «знания достаточные» (по-нашему – примерно тройка с плюсом). Правда, по истории словесности у него было «отлично». А вот с математикой совсем не сложилось, он смог одолеть её лишь на минимальную оценку «слабо». 2. Ушинский считал, что склонность к размышлениям в нём воспитали не только книги, но и полуторачасовой путь до гимназии и обратно, который он ежедневно должен был проделывать пешком вдоль живописного берега реки (его отец был небогат и не мог позволить себе кучера с повозкой). Однажды его за провинность оставили в гимназии на ночь, и он сбежал оттуда под утро лишь для того, чтобы проделать путь домой и сразу же обратно – на уроки. 3. Ушинский был вспыльчивым, но пытался бороться с этим недостатком. Он, например, записывал себе в дневнике установку: «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее», а следующей же записью признавался, что не сдержался, разгорячился на уроке. Сокрушался: «Бурчливость сделает из меня старую сварливую бабу». По воспоминаниям коллег, его раздражали затруднения, которые случались у учащихся на занятиях. А вот лекции он читал увлекательно. По причине той же вспыльчивости своих детей он грамоте сам не учил. Теория и методология были ему ближе, чем практика. 4. Современными российскими исследователями установлено, что Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1823 года (по старому стилю). Эта дата зафиксирована в заявлении его матери, документах отца, показаниях под присягой повивальной бабки, присутствовавшей при рождении и крещении Константина. Соответствующие документы хранятся в государственном архиве Тульской области. Соответственно настоящая дата рождения К.Д. Ушинского – 3 марта 1823 года по григорианскому календарю (новый стиль). Однако дата 1824 год содержится в Постановлении Совета Министров РСФСР № 398 от 25 июня 1946 года, которым было утверждено описание медали К.Д. Ушинского – официальной награды Министерства образования и науки Российской Федерации. <…> При подготовке 11-томного издания трудов Ушинского в 40-х годах XX века В.Я. Струминский указал дату рождения К.Д. Ушинского – 3 марта 1824 года, она продолжает считаться канонической датой его рождения, и все официальные чествования памяти К.Д. Ушинского исходят из этой даты. <…> Советские исследователи биографии К.Д. Ушинского, настаивавшие на истинности даты его рождения в 1824 году, исходили из предположения, что родители при оформлении свидетельства о рождении Константина в Туле пошли на заведомый обман, указывая дату его рождения годом раньше, чтобы ускорить его поступление в гимназию. Что, однако, с точки зрения современных исследователей не выдерживает критики, так как трудно предполагать, что Д.Г. Ушинский, называя в разных документах точные даты рождения всех своих детей, всё время лгал относительно даты рождения Константина. В результате кропотливой работы в 60-80-х годах XX века исследователей – историка-архивиста А.А. Петухова, профессора Ярославского университета А.Н. Иванова и др. в Государственном архиве Тульской области были найдены документы, относящиеся к биографии К.Д. Ушинского, позволяющие точно определить его дату рождения – 3 марта 1823 года. 5. Придерживался и последовательно развивал много педагогических идей: Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины (напомним, в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права, а за равные права на образование женщины в Российской империи боролись вплоть до революции 1917 года, так что эти его идеи сильно опередили время). Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку. Так, в «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным. Обучение – не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся. Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного – к отвлечённому, от знакомого – к незнакомому, от единичного – к сложному, от частного – к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях. Задача первоначального обучения – сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение – всё-таки труд. Главная задача педагогики – воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение – лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду. Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание – это убеждение личным примером, а не слепое повиновение. Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы. P.S.: "Изюминкой" гостиной стало чтение вслух отрывков произведений мастера. | |
|
Всего комментариев: 0 | |