Суббота, 15.12.2018, 18:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт кафедры педагогики и специального образования

Очерк 1. Истоки

Шуйский госпедуниверситет как высшее учебное заведение РФ ведет свою историю от 11 августа 1952 года, когда постановлением Совета Министров СССР Шуйский учительский институт (ШГУИ) в числе 14 других учительских институтов республики был реорганизован в педагогический институт (ШГПИ). Поэтому история некоторых подразделений вуза уходит своими корнями в далекий 1939 год – год создания в Шуе государственного учительского института, открытого в День знаний – 1 сентября.

История кафедры общей педагогики – старейшей кафедры ШГПУ – яркое свидетельство тому…

В первом учебном году (1939 – 1940) на физико-математическом и естественно-географическом факультетах института обучалось всего 120 человек, поэтому объем преподавательской работы был небольшой и многие преподаватели совмещали преподавательскую деятельность в институте с основной  в педагогическом училище, завершавшим в 1940 году свое существование. В их числе – Татьяна Николаевна Вострухина – первый преподаватель педагогики и психологии в шуйском институте. Т. Н. Вострухина родилась в 1900 году в с. Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии (ныне – Спасск-Рязанский район Рязанской области) и здесь же получила первое образование, окончив начальное и обучавшись  в высшем начальном училище: будучи его учащейся Татьяна Николаевна поступила в Павловскую учительскую семинарию (г. Павлово-на-Оке Нижегородской области). В 1918 году, после получения свидетельства об окончании семинарии, Т. Н. Вострухина начала свою самостоятельную педагогическую деятельность, длившуюся более 40 лет. За период с 1918 по 1928 годы  занимала должности учителя, председателя уездного отделения и члена президиума губернского отделения  союза Рабпроса, инспектора губернского отделения народного просвещения. По собственной инициативе в 1928 году инспектор Губоно Вострухина была командирована на учебу в Московскую Академию Коммунистического Воспитания имени Н. К. Крупской (школьное отделение). По окончании Академии вся трудовая биография Т. Н. Вострухиной связана с ивановской землей. В период 1931-1935 гг. Татьяна Николаевна работала  преподавателем и завучем Ковровского педучилища (до 1936 года г. Ковров входил в состав Ивановской промышленной области), а в 1935 году была переведена на должность преподавателя в Шуйское образцовое педагогическое училище имени Н. К. Крупской. С самого начала работы в Шуе учительского института Т. Н. Востухина в числе его преподавателей.

Как гласят архивные документы, Т. Н. Вострухнина была принята на работу в институт по совместительству 22 августа 1939 года преподавателем педагогики и психологии.  Сами  дисциплины  были выделены в самостоятельные наряду с физической географией и военной подготовкой, поскольку первых кафедр было всего три:  марксизма-ленинизма, физики и математики, естествознания.

Летом 1940 году учительский институт провёл свой второй набор, и контингент студентов увеличился в два раза (было принято 168 человек). Одновременно закрылось педучилище, сделав свой последний выпуск. Татьяна Николаевна переходит в ШГУИ на постоянную работу, где 1 сентября 1940 года открылась новая кафедра – кафедра педагогики со штатным расписанием в 1 единицу и объемом учебных поручений в количестве 771 часа: Т. Н. Вострухина одновременно и заведующая кафедрой, и единственный преподаватель на ней. В учебные поручения старшего преподавателя Вострухиной Т. Н. входило проведение всех видов занятий по педагогике, психологии и школьной гигиене, а также руководство педагогической практикой студентов, проходившей на 2 –м курсе в два этапа: в первом семестре в объеме 40 часов без отрыва от учебной деятельности и непрерывно в течение 2-х недель во втором семестре.

По воспоминаниям самой Татьяны Николаевны, первые годы работы в институте она  испытывала затруднения с содержанием курсов и, прежде всего, педагогики, поскольку учебные программы находились в стадии разработки. Но постепенно все проблемные вопросы решались, при кафедре  был организован     педагогический кабинет, лаборантами которого первые годы работали С. В. Тараканова и М. А. Кадыкова, активизировалась научная работа, как среди студенчества, результаты которой отражались в институтском журнале «Молодой учитель», так и среди преподавателей. Как вдруг всё вокруг остановилось и замерло – война…

В один день вся жизнь оказалось перевернутой – отложены в самый дальний угол тетради с конспектами по дисциплинам кандидатских экзаменов, забыто про выписки для  диссертации – нужно решать другие задачи. Организация студентов на строительство оборонительных сооружений, хлопоты в связи с переездом в другое здание (институтские корпуса отданы под госпитали) и шефская работа над госпиталями, запас топлива на зиму (единственное транспортное средство института – лошадь – отдана горкомхозу), работы в подсобном хозяйстве во Взорнове (сейчас – район ул. Маяковского г. Шуи) и Остапове. И везде Т. Н. Вострухина первая. А как иначе? Первый директор института В. А. Паутов отбыл в действующую армию еще  осенью 1941 года, чуть позже – замещавший его Г. М. Евстигнеев. С 26 июня 1942 года Т. Н. Вострухина, почти год  зам. директора ШГУИ по учебной и научной работе, как имеющая опыт управленческой работы назначается директором Шуйского учительского института. На её плечи легло буквально всё: хозяйственная работа, набор и выпуск студентов, руководство кафедрой педагогики и психологии, весь блок психолого-педагогических дисциплин, просветительская работа на предприятиях и в госпиталях. Четыре года  круглосуточной работы были самыми тяжелыми, но институт не пал, уцелел, осуществляя каждый год полноценные выпуски. Лишь в 1946 году, после того как был назначен новый директор, а Татьяну Николаевну перевели в институте вновь на должность зам. директора (до 1952 года), появилась возможность заниматься наукой: прикрепиться соискателем в Московский городской пединститут им. В. П. Потемкина, сдать кандидатские экзамены и, наконец, защитить диссертацию на тему «История начального образования во Владимирской губернии с 60-х г. XIX века до Октябрьской социалистической революции». Таким оказалось течение самой жизни, что кандидатом педагогических наук Т. Н. Вострухина стала всего за четыре года до ухода на заслуженный отдых – в 1955 году, - когда позади были и руководство институтом, и заведование кафедрой, оставленное вместе с директорством в 1946 году.

Тогда начиналось новое  мирное время и, вместе с ним, новая страница истории кафедры.