Суббота, 27.04.2024, 14:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт кафедры педагогики и специального образования

Очерк 2: Учёный, педагог, руководитель

Когда в 1973 году вышел в свет популярный у шуян и жителей города путеводитель «Шуя», блистательно написанный Г. А. Бородиным, то в разделе «Они жили в нашем городе» обращала на себя внимание любопытная информация о связи жителей города с Л. Н. Толстым, в том числе  следующие строки: «Директором Яснополянской школы в тридцатые годы был наш земляк И. М. Телегин. Учёную степень кандидата педагогических наук он получил за разработку темы о Толстом». И многие читатели старшего поколения, встретив  имя Ивана Михайловича Телегина, вспоминали прекрасного человека, учёного, видного общественного деятеля Шуи…

И. М. Телегин был назначен в Шуйский Государственный учительский институт приказом Наркомпроса РСФСР на должность директора 11 марта 1946 года, а спустя полгода – 31 августа 1946 года – заведующим кафедрой педагогики и психологии по совместительству. Преподаватели института знали Ивана Михайловича как автора многих актуальных статей  журнала «Вопросы просвещения», но в Шуе он казался новым человеком, хотя все родовые корни и начало профессиональной деятельности связаны именно с Шуей.

И. М. Телегин родился 14 сентября 1893 года в крестьянской семье села Михаила – Архангела Шуйского уезда (сейчас – с. Красноармейское Шуйского муниципального района),здесь же окончил пятилетний курс школы, а затем – в 1907 году – двухклассное училище. Это был год, когда умер отец и старший сын остался единственным мужчиной в семье. Чтобы прокормить мать и двух сестёр, И. М. Телегин занимается сельским хозяйством, работает на фабриках г. Шуи. Но  желание учиться берет верх, и в 1913 году Иван Михайлович поступает на учебу в Киржачскую учительскую семинарию, завершив обучение в которой  в 1916 году, поступает в войска по мобилизации, оканчивает курс Алексеевского военного училища, и отправляется на фронт империалистической войны. После демобилизации в 1917 году по собственному прошению в Шуйскую Уездную земскую Управу И. М. Телегин назначается на должность учителя родной Михаило-Архангельской школы, организует здесь культурно-просветительный кружок, активно участвуя в его работе.  Но проучительствовав всего год, в 1918 году мобилизуется в ряды РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия), участвует в боях гражданской войны, и лишь в 1922 году возвращается на родину, в с. Михаила-Архангела, вновь начинает учить детей в местной школе.  Как один из самых талантливых учителей, в 1924 году Иван Михайлович переводится на руководящую работу сначала председателем месткома и директором школы, затем инспектором  соцвоса по Южскому и Шуйскому  району, а с 1930 по 1931 гг. – инспектором Шуйского районного отдела народного образования. Для продолжения образования в 1931 году И. М. Телегин командируется в Академию Коммунистического Воспитания имени Н. К. Крупской и как один из самых незаурядных её слушателей сразу после окончания учебы (1931 г.) зачисляется аспирантом Центрального научно-исследовательского института политехнического образования (ЦНИИП). Еще будучи аспирантом, за год до окончания срока аспирантской подготовки, в 1934 году, И. М.  Телегин назначается директором филиала ЦНИИП в с. Новоживотинном Воронежской области, а после его ликвидации в 1936 году  директором  опытной школы Наркомпроса имени. Л. Н. Толстого в Ясной Поляне Московской области (ныне Тульская область). С этого времени начинается становление И. М. Телегина как настоящего ученого-исследователя, педагога-экспериментатора. С именем И. М. Телегина связаны окончание строительства самого здания школы, начало экспериментальной работы по подготовке учащихся к практической деятельности. Результаты научных поисков были обобщены в кандидатской диссертации «Опыт подготовки учащихся средней школы к практической работе», защита которой прошла 6 февраля 1941 года в Московском пединституте имени К. Либкнехта. Впереди были новые планы по совершенствованию учебного процесса в школе, научные задумки, но Великая Отечественная война – третья в жизни Ивана Михайловича -  безмолвно объявила всем начинаниям отсрочку на несколько лет: с первых дней войны И. М. Телегин в числе добровольцев Красной Армии в которой раз встает на защиту своей страны, своих учеников. Когда в 1942 году Иван Михайлович вместе с войсками попадает  вновь в освобожденную Ясную Поляну, то, увидев сделанное фашистами варварство, оставляет в чудом уцелевшей книге посетителей свою запись: «Разрушение музея Л. Н. Толстого, сожжение школы имени Л. Н. Толстого вызывают чувство мести фашизму со стороны прогрессивного человечества… Командиры и бойцы РККА, и среди них выпускники Яснополянской средней школы, воздадут по заслугам озверелым нацонал-социалистам». И подпись: «Помкомбат 773 сапёрного батальона, бывшей директор Яснополянской школы им. Л. Н. Толстого, кандидат педагогических наук Телегин. 3 января 1942 г.». Бесследно исчезли школа, ее учителя,многие изкоторых были представителями знатных родов,  семья И. И. Телегина – жена и двое дочерей. Но к счастью они успели эвакуироваться в Среднюю Азию и жили   в нечеловеческих условиях. Разыскав самых дорогих людей через свою шуйскую родственницу, Иван Михайлович высылает им литеру – разрешение на перемещение по стране, - после чего семья перебирается в  Шую и дожидается возвращения  мужа и отца, его демобилизации. В январе 1946 года И. М. Телегин возвращается в родные места…

Новому директору пришлось решать сразу множество не терпящих отлагательства вопросов, от которых зависела организация работы всего института: капитальный ремонт кровли, интерьера учебных корпусов и общежития (в годы войны здесь размещался госпиталь), налаживание регулярного энергоснабжения, укрепление материальной базы (пополнение книжного фонда, приобретение транспортных средств, обеспечение бесперебойной работы студенческой столовой), повышение квалификации преподавательского состава. Здесь помогали не только квалифицированные  заместители, но и большой опыт руководящей работы, сам настрой послевоенного времени. Здания института были приведены в надлежащий вид, пополнена библиотека и кабинеты, приобретен автомобиль. Молодые преподаватели прикреплялись для сдачи кандидатских экзаменов в столичные вузы, расширился студеченский контингент в виду того, что с 1946 года началась подготовка учителей истории, русского языка и литературы. Все эти нововведения требовали совершенно иной организации работы кафедр, прежде всего, педагогики и психологии, что было сделано также под руководством И. М. Телегина. За ведущими преподавателями  были закреплены отдельные курсы (доцент И. М. Телегин - педагогика, старший преподаватель Т. Н. Вострухина - психология), введены должности ассистента (Н. П. Коновалова), руководителя педагогической практики студентов (А. И. Максимова). Для усиления связи  с учебными заведениями города с 1 сентября 1948 года институту была придана базовая школа (семилетняя школа №18), заседания кафедры проводились в расширенном составе (директор школы Е. А. Вязниковцева, зам. директора  В. И. Дунаев), где часто обсуждались вопросы оптимизации педагогической практики студентов. В этот же период начали проводиться  конференции преподавателей по итогам научно-исследовательской работы за год. На рубеже  50-х годов на кафедру приходят работать лаборантами дипломированные учителя средней школы А. А. Вдовина, А. Н. Шипина (впоследствии один из лучших учителей химии города в школе №1), сменив на этой должности И. А. Чижову. Иван Михайлович  участвует в секциях Академии педагогических наук , является представителем областного отдела народного образования в комиссии по приему экзаменов на получение аттестата зрелости. К моменту организации в Шуе на базе учительского государственного педагогического института кафедра педагогики и психологии отвечала всем требованиям, предъявляемым  к научному подразделению вуза. Иван Михайлович Телегин, вклад которого в развитие института и кафедры трудно переоценить, достигнув пенсионного возраста, переходит на преподавательскую работу, является ведущим ученым ШГУИ-ШГПИ.

Летопись же кафедры педагогики и психологии продолжается…