Суббота, 27.04.2024, 13:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт кафедры педагогики и специального образования

Очерк 7. Главная кафедра университета

В 1989 году, в связи с избранием Т.А. Мещаниновой по конкурсу доцентом кафедры педагогики ИвГУ, кафедрой стала заведовать кандидат педагогических наук, доцент Л.Я. Каплина. В 1992 году приказом ректора ШГПИ имени Фурманова № 28 к от 23.07.1992 вновь произошло объединение кафедр педагогики и психологии с назначением на должность зав. кафедрой доцента Л.Я. Каплиной.

 

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор ШГПУ Лилия Яковлевна Каплина.

Л. Я. Каплина родилась 6 декабря 1938 годы в г. Грозном в семье служащего. С отличием окончила в 1957 году отделение начальных классов Грозненского педагогического училища и в 1962 году  историко-филологический факультет Чечено-Ингушского педагогического института(ЧИГПИ) с присвоением квалификаций «Учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы». С 1962 по 1965 год работала в одной из сельских школ в с. Курчалой ЧИАССР. В 1965 году была приглашена на должность ассистента кафедры педагогики и психологии  ЧИГПИ. В 1969 году старший преподаватель ЧИГПИ Л. Я. Каплина направлена в целевую очную аспирантуру на кафедру педагогики Московского областного пединститута имени Н. К. Крупской. Годы учебы в аспирантуре – это время общения и научного взаимодействия с такими видными учёными-педагогами, профессорами, как Н. П. Щебров, Н. И. Болдырев, Н. Д. Левитов и др. В 1972 году, после досрочной защиты кандидатской диссертации на тему «Косвенное воздействие в процессе формирования у старшеклассников морально-волевых качеств личности», Л. Я. Каплина возвращается в ЧИГПИ, переименованном к тому времени в Чечено- Ингушский государственный университет имени Л. Н. Толстого, на кафедру педагогики и психологи, где до 1987 года работала последовательно старшим преподавателем, доцентом, заведующей кафедрой. Открытие Северо-Кавказского научного центра высшей школы и Головного совета по проблемам педагогики высшей школы при ЧИГУ способствовало установлению и развитию тесных научных контактов Лилии Яковлевны с профессорами В. А. Как-Каликом (заведующий кафедрой педагогики и психологии, позже – ректор ЧИГУ), Н. Д. Никандровым (ныне – Президент Российской Академии Образования), Ю. П. Азаровым, М. П. Павловым, проведению совместных научных исследований по актуальным вопросам вузовского обучения и воспитания, объединенных темой «Формирование личности специалиста в вузе». Работа Л. Я. Каплиной «Методика изучения и формирования личности студента» была рекомендована Министерством высшего образования РСФСР к внедрению в практику работы вузов России. В этот же период работы в ЧИГУ Лилия Яковлевна являлась членом Республиканского отделения общества «Знание», руководителем секции высшей школы Республиканского отделения Педагогического общества. В 1987 году Л. Я. Каплина избрана по конкурсу доцентом кафедры педагогики ШГПИ имени Д. А. Фурманова.

Цикл педагогических дисциплин по секции педагогики в период объединения кафедр преподают, кроме Л.Я. Каплиной, кандидат исторических наук., доцент (с 1988) Николай Тихонович Каплин, кандидат исторических  наук., доцент Павел Федорович Целищев, кандидат педагогических наук, доцент (1993) Валентина Михайловна Сиренко (на кафедре с 1993 года), кандидат педагогических наук Г. Е. Муравьёва, старший преподаватель Л.Т. Демонова, старший преподаватель Ирина Геннадьевна Холодова, ассистент Анна Сергеевна Городничева (работала с 1991), Елена Евгеньевна Сапогова, Елена Витальевна Ростовцева, Е.И. Тренина. Секцией психологии в период объединения кафедр руководила кандидат педагогических наук Ирина Азатовна Валеева (ныне - доцент, декан факультета повышения квалификации ШГПУ).

Кафедра в этот период активно сотрудничает с образовательными учреждениями города Шуи (средняя школа №7 – педагогические классы; средняя школа №9 – организация профильного обучения в средней школе, создание комплекса школа-вуз) тесные научные связи.

В 1995 году снова произошло разделение кафедры педагогики и психологии на 2 самостоятельные. Штатное расписание кафедры педагогики во многом было определено открытием в том же 1995 году кафедры акмеологии, куда были переданы часы по  «Введению в педагогику» и «Управлению образовательными системами» на всех факультетах, а так же весь объем преподавательской работы на педагогическом и социально-гуманитарном факультетах. Заведование кафедрой продолжила осуществлять доцент Л.Я. Каплина, а коллектив кафедры составили: кандидат исторических наук., доцент Н.Т. Каплин, кандидат исторических наук, доцент П.Ф. Целищев (до 1998 года); кандидат педагогических наук, доцент Г.Е. Муравьева, кандидат педагогических наук, доцент В.М. Сиренко; ассистент А.С. Городничева; лаборантом работала Людмила Алексеевна Евстафьева. В этот же период (II половина 90-х гг.), в связи с открытием в институте  - университете (1996 г.)  аспирантуры, а в последствии и диссертационного совета, на кафедре начинается подготовка собственных научно-педагогических кадров. Руководство аспирантурой по кафедре осуществляли академик РАО М.Н. Берулава (аспирант Е.В. Ростовцева), кандидат педагогических наук, профессор ШГПУ (с 1997) Л.Я. Каплина (аспиранты  Н.А. Герасимова, В.Е. Журавлев, О.А. Завьялова, М.Е. Фролова), кандидат педагогических наук, доцент Г.Е. Муравьева (аспирант А.А. Михайлов). Ассистенты кафедры Е.В. Ростовцева и А.С. Городничева защищают в 1998- 1999 гг. диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Работа Е.А. Ростовцевой была посвящена вопросу гражданского воспитания учащихся в контексте гуманизации образования. Тематика диссертационного исследования А.С. Городничевой – «Дидактические технологии развития профессионально-педагогической направленности студентов (в курсе педагогики)». Впоследствии защитились: в 2002 г.- В.Е. Журавлев и О.А. Завьялова, в 2005 г. – М. Е. Фролова. Доцент Г.Е. Муравьева в 1998 году поступила в докторантуру ШГПУ, поэтому на период ее творческого отпуска  на условиях внутреннего совмещения работает к.п.н., доцент, заведующая кафедрой математики и методики обучения Людмила Владимировна Замогильнова.

Зав. кафедрой, профессор ШГПУ Л.Я Каплина в 1997 году была деканом факультета – мастерской Государственного лицея академика РАО М.П. Щетинина, имеющего статус федеральной экспериментальной площадки.

В 1998 году с актовыми лекциями по педагогике в вузе выступили академики РАО В.В. Краевский и Н.Д. Никандров (президент РАО).

Активизации научно-исследовательской деятельности кафедры, кроме уже названных форм, способствовало активное участие преподавателей в разработке и реализации общеуниверситетской темы «Подготовка педагогических кадров к работе в условиях сельских малокомплектных школ». Зав. кафедрой Л.Я. Каплина являлась научным сотрудником лаборатории подготовки учителя сельской школы в ШГПУ.

Организация и проведение Международных научно-практических конференций в университете «Проблемы повышения качества подготовки учителя», «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (совместно с Тихоокеанским университетом Сиэтла США) проходили при активном участии ученых кафедры (профессор Л. Я. Каплина, доценты В. М. Сиренко и Г. Е. Муравьёва – члены редакционной коллегии сборников материалов конференций, докладчики на пленарных заседаниях и руководители тематических секций).

Кафедралы (Л.Я. Каплина, Г.Е. Муравьева, А.С. Городничева) регулярно принимали участие с научными докладами на различных конференциях, посвященных особенностям работы сельской школы (Шуя, Арзамас, Ярославль, Орел), участвовали в повышении квалификации сельских учителей (Г.Е. Муравьева, А.А. Данилов), работали по совместительству в сельских школах (А.С. Городничева), публиковались в сборниках научных трудов. Расширению круга проблемных вопросов по сельской школе способствовал приход на кафедру в 2000-2001 г. после защиты в совете ШГПУ диссертаций Алексея Константиновича Осина и Людмилы Васильевны Нестеровой (потребность в кадрах на кафедре  в тот момент была высока, так как в 2001 г. Г.Е. Муравьева возглавила кафедру инновационных педагогических технологий, В.М. Сиренко – кафедру непрерывного пед. образования). В 2002 году в связи с юбилеем ШГПУ как вуза зав. кафедрой отличник народного просвещения (1993), кандидат педагогических наук, профессор ШГПУ Л.Я. Каплина была удостоена отраслевой награды «Почетный работник высшего профессионального образования России».

В 2003 году кафедра педагогики выступила инициатором проведения на базе ШГПУ заочной межвузовской научно-практической конференции «Роль самостоятельной работы в подготовке студентов к профессиональной деятельности», проведенной 10.12.2003 г. В конференции приняли участие ученые из Шуи, Саранска, Курска, Бийска.

Последний профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики был следующим: заведующая кафедрой, профессор Л.Я. Каплина, кандидат педагогических наук., доцент А.А. Данилов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель А.К. Осин (зам. зав. кафедрой), кандидат педагогических наук, старший преподаватель А. С. Городничева (зам. зав. кафедрой), кандидат педагогических наук,  старший преподаватель Л.В. Нестерова, ассистент Сергей Александрович Жемулин. Документоведом была Елена Евгеньевна Бурлакова.

1 октября 2004 года было принято решение о реорганизации кафедр педагогики и инновационных педагогических технологий в кафедру общей педагогики с 2-мя  секциями: теории и истории педагогики и инновационных педагогических технологий. Зав. кафедрой назначена  заведующая кафедрой инновационных педагогических технологий, доктор педагогических наук (с 2003), доцент Г.Е. Муравьева, заместителем  - кандидат педагогических наук А.К. Осин.

 

Доктор педагогических наук,  профессор ГАЛИНА  ЕВГЕНЬЕВНА МУРАВЬЁВА.

Г. Е. Муравьёва родилась  10  июля 1961 г. в  г. Топки  Кемеровской  области. В 1983 г. окончила Ивановский государственный университет по специальности «Физика». После окончания университета работала учителем  физики в  г. Чайковском Пермской области. В 1985 г. переводом принята на должность ассистента кафедры педагогики и психологии ШГПИ. В 1987 г. поступила в целевую очную аспирантуру Московского государственного педагогического университета им. В.И. Ленина, которую закончила в 1991 г. с успешной защитой кандидатской диссертации на тему «Подготовка студентов педвузов к проектированию процесса обучения на уроке». После защиты вернулась в ШГПИ на должность старшего преподавателя кафедры педагогики. В 1994 г. избрана на должность доцента кафедры педагогики и психологии, а в 1996 г. утверждена в звании доцента. В 1998-2002 г.г. обучалась в докторантуре ШГПУ по специальности «Общая  педагогика». В 2003 году защитила докторскую диссертацию на тему «Проектирование образовательного процесса в школе» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. В 2001 г. назначена зав. кафедрой инновационных педагогических технологий. В 2002 году ее проект «Проектирование образовательного процесса в школе» стал победителем конкурса грантов Министерства образования РФ по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук. В 2006 году ей присвоено ученое звание профессора. Является научным руководителем аспирантов, под ее руководством  защищены  две кандидатские диссертации. Руководит методологическим семинаром аспирантов кафедры общей педагогики.

Г. Е. Муравьёвой опубликовано более 60 работ, в том числе, монографии «Дидактическое проектирование» (2000), «Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе» (2002), «Теория и технология обучения проектированию образовательного процесса» (2005); учебное пособие «Проектирование технологий обучения» (2001, 2005).

 

Кандидат  педагогических наук, доцент Алексей Константинович  Осин.

А. К. Осин родился  31  марта  1974 г.  в  д. Жерноково  Верхнеландеховского р-на  Ивановской  области. В  1996  г.  окончил  Шуйский  государственный  педагогический  университет  с  присвоением  квалификации  учителя  математики  и  физики.  В  том  же году  поступил  в  очную аспирантуру  ШГПУ,  которую успешно окончил  в  1999 г. В 2000 г.  в  диссертационном  совете  ШГПУ  защитил  кандидатскую  диссертацию  на  тему «Педагогическая  система  формирования  мотивации и самоорганизации  учебной  деятельности  у  сельских  школьников». С августа 1996 г. до  августа  2002 г.  работал  учителем  физики,  математики, химии и немецкого  языка  в  МОУ «Барановская  основная  общеобразовательная школа», территориально и по наполняемости  имеющей статус сельской малокомплектной (малочисленной) школы. В  августе  2002 г. принят на должность  старшего преподавателя  кафедры педагогики. В июле 2006 года на конкурсной основе избран на должность доцента той же кафедры. Награжден Благодарностью Департамента образования Ивановской области.

А. К. Осин является автором   более 39 работ, в том числе статьи «Главное - мотивация и самоорганизация. К дискуссии по проблеме интеграции учебного процесса» (журнал «Учитель», 2003, №2), «Потребность в знаниях: стимулирование интереса» (журнал «Учитель», 2003, №4).

В сферу научных интересов доцента А. К. Осина входят обеспечение мотивационно-самоорганизационного  развития  детей  в  условиях  сельской  школы, построение педагогической системы деятельности учителя сельской школы и преподавателя университета, использование невербальных форм педагогического взаимодействия субъектов образования.

На кафедре общей педагогики  проводится интенсивная учебно-методическая и научно-исследовательская работа.

Преподаватели  кафедры обеспечивают учебный процесс на 8 из 11 факультетов, проводя  все виды занятий по разделам дисциплины «Педагогика», «Психология» различным курсам по выбору студентов. Для более эффективного обеспечения учебного процесса преподаватели кафедры регулярно участвуют в издании учебно - методических  пособий. В этот период изданы «Основы профориентологии» Т. Н. Волковой,  «Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» А. А. Михайлова, «Сборник вопросов и задач по педагогике» А. К. Осина и А. С. Городничевой,  «Проектирование технологий обучения» (2-е изд.; Г. Е. Муравьёва). Г. Е. Муравьёва и А. А. Остапенко издали по результатам своих научных исследований монографии.

Научное руководство аспирантурой и докторантурой осуществляют:  заведующая кафедрой, д. п. н., профессор Г. Е. Муравьёва, д. п. н., профессор Л. В. Байбородова, д. п. н., профессор Т. Н. Волкова, д. п. н., доцент А. А. Остапенко, к. п. н., профессор ШГПУ А. Т. Цветкова, к. п. н., доцент, докторант Т. В. Бурлакова.

Кафедральные исследования проводятся  по нескольким направлениям:

- проектирование образовательного процесса в высшей и средней школе (научный руководитель – Г.Е.Муравьёва, исполнители – С. А. Жемулин, Н. Г. Зверева Е. Конопля, Л. Е. Марычева, Д. С. Ткач);

- педагогические технологии мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и студентов (научный руководитель – А. Т. Цветкова, исполнители – О. А. Дюжева, А. К. Осин, Н. Ю. Прияткина, Е. А. Рябчинская);

- особенности организации педагогического процесса  в сельской малокомплектной школе и подготовка педагогических кадров к работе в условиях села (научный руководитель – Л. В. Байбородова, исполнитель – И. С. Берёзкин, Т. И. Зелепухина; Л. В. Нестерова);

- индивидуализация подготовки педагогических кадров (научный руководитель – доцент Т. В. Бурлакова, исполнитель – Д. В. Матюхова);

- создание многомерной педагогической реальности (научный руководитель –  А. А. Остапенко);

- культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе (научный руководитель – Т. Н. Волкова, исполнители – Д. Ф. Варзин, С. В. Воробьёв, Д. В. Зайцев).

Диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук в диссертационных советах вузов Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Краснодара защитили в этот период: И. Ф. Аметов, И. Б. Добродеев, М. А. Измайлова, П. Н. Коноваленко, Т. Н. Колодочка, М. Н. Коркоценко,  И. Н. Кроткова, А. А. Лазарев, Н. В. Махова, А. А. Михайлов, С. К. Редков. А. А. Остапенко в 2005 году защитил докторскую диссертацию.

Среди крупных мероприятий, организованных и проведенных кафедрой за последние годы стоит отметить студенческие педагогические олимпиады, традиция проведения которых возобновлена в  апреле 2005 году. В 2007 году была проведена 1-ая Межвузовская олимпиада по педагогике, участие в которой приняли факультетские команды ШГПУ и  сборная команда Ивановского государственного университета. По итогам проведения олимпиады вышли в свет 2 выпуска методических материалов «Педагогическая олимпиада».

В настоящий момент кафедра общей педагогики является самой большой в университете (в составе   - 23 кафедрала, из которых 16 имеют ученую степень, 12 – ученые звания), одним из вузовских центров подготовки научно-педагогических кадров (ежегодно на кафедре проходят обучение от 8 до 10  аспирантов, прикреплены   соискатели.

Профессорско-преподавательский состав кафедры за 3 года её новейшей истории не претерпел серьёзных изменений. За исключением старшего преподавателя А. А. Михайлова, назначенного в 2005 году на должность заведующего кафедрой безопасности жизнедеятельности и методики обучения, а в 2006 году – проректором университета по заочному обучению и социальным вопросам, и доцента А. А. Данилова, перешедшего в начале 2007 года на должность проректора по научной работе Ивановского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, на кафедре работает сплоченный коллектив единомышленников. Назовем всех:

 

Заведующая кафедрой - доктор пед. наук, профессор Муравьева Галина Евгеньевна

Секция теории и  истории педагогики

1.      Осин  Алексей Константинович, кандидат пед. наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой

2.      Муравьев Евгений Михайлович, кандидат пед. наук, профессор

3.      Цветкова Александра Тимофеевна, кандидат пед. наук, профессор ШГПУ, заслуженный учитель РФ

4.      Городничева Анна Сергеевна, кандидат пед. наук, доцент

5.      Нестерова Людмила Васильевна, кандидат пед. наук, доцент

6.      Фролова Марина Евгеньевна, кандидат пед. наук, ст. преподаватель

7.      Прияткина Наталья Юрьевна, преподаватель

8.      Зверева Наталья Геннадьевна, преподаватель

9.      Жемулин Сергей Александрович, преподаватель

10.   Дюжева Ольга Александровна, преподаватель

 

Секция инновационных педагогических технологий

11.  Максименко Николай Никифорович, доктор техн. наук, профессор

12.  Волкова Тамара Николаевна, доктор пед. наук, профессор

13.  Байбородова Людмила Васильевна, доктор пед. наук, профессор

14.  Курицын Владимир Михайлович, кандидат пед. наук, профессор ШГПУ

15.  Шуранова Ирина Юрьевна, кандидат псих. наук, доцент

16.  Щеглова Татьяна Михайловна, кандидат псих. наук, доцент

17.  Шмелева Елена Александровна, кандидат пед. наук, доцент

18.  Остапенко Андрей Александрович, доктор пед. наук, доцент

19.  Лукьянова Виолетта Сергеевна, доцент ШГПУ, заслуженный учитель РФ

20.  Голодок Дмитрий Анатольевич, кандидат пед. наук, ст. преподаватель

21.  Разина Татьяна Модестовна, преподаватель

22.  Ткач Дарья Сергеевна, преподаватель

Аспиранты:

23.  Дюжева Ольга Александровна

24.  Воробьев Сергей Вадимович

25.  Матюхова Дарья Владимировна

26.  Марычева Любовь Евгеньевна

27.  Конопля Елена Викторовна

28.  Варзин Денис Федорович

29.  Зайцев Дмитрий Вячеславович

Документоведы:

Козюкова Ольга Сергеевна.

Дюжева Ольга Александровна

 

История продолжается…