Суббота, 20.10.2018, 10:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт кафедры педагогики и специального образования

Очерк 5: Трудные времени

Именно под таким  названием можно объединить период развития кафедры шестидесятых и первой половины семидесятых годов: начавшееся было расширение специальностей подготовки будущих учителей (история, черчение, начальные классы) и увеличение структурных подразделений вуза (открытие заочного отделения и  новых кафедр путем разделения многопрофильных) сменились обратными процессами. Сокращение специальностей и закрытие заочного отделения, объединение кафедр, что негативно сказывалось на обеспеченности кадрами, их текучести. Только за 15 лет (1959-1974) сменились 5 заведующих кафедрой педагогики и психологии, да и само название кафедры менялось.

В это далеко не самое стабильное для кафедры время, на посту заведующего друг друга сменяли следующие преподаватели.

 

Кандидат педагогических наук Павел Андреевич Харин.

П. А. Харин родился 28 января 1915 года в в с. Покровка Буранного района Оренбургской области в семье служащего. Педагогическую деятельность начал в 1931 году, еще не имея педагогического образования. Работал учителем  школы неграмотных  и малограмотных, рабоче-крестьянской школы при фабрике г. Оренбурга, инспектором школ в одном из районных отделов  народного образования Оренбургской области, директором  подведомственной начальной школы, учителем начальной школы ст. Елизаветинская Краснодарского края. Затем, в 1939 году после окончания физико-математического факультета Краснодарского пединститута, был направлен на работу учителем физики и математики с. Лохоть Алтайского края, где и работал до 1940 года – года призыва в ряды Советской армии. Участник Великой Отечественной войны (воевал на 1,2,3 Белорусских фронтах). После демобилизации в 1945 году П. А. Харин вновь приступил к работе инспектора школ и директора одной из школ Краснодарского края. В это же время экстерном окончил аспирантуру при АПН РСФСР. В 1953 году переходит на работу в систему повышения квалификации педагогических кадров (завуч и директор Краевого института усовершенствования учителей в г. Краснодар). В 1956 году назначается инспектором школ Краснодарского крайоно, а после защиты кандидатской диссертации на тему «Организация среднего образования в Адыгее» переходит ассистентом кафедры педагогики Адыгейского пединститута. В 1959 году П. А. Харин переведен  заведующим кафедрой педагогики ШГПИ.

В эти годы (1959-60 гг.) в институте был открыт факультет педагогики и методики начального обучения, его заочное отделение, в связи с чем при кафедре педагогики организуется  кабинет методики начального обучения и эстетического воспитания, заведовала которым вплоть до его закрытия в 1965  г. старший лаборант кафедры В. Ф. Солдатова. Лаборантами кафедры работают А. А. Вдовина, Л. А. Скорюкина, а преподавательский состав пополняется кандидатом педагогических наук А. В. Полтевым, специализирующимся по вопросам детской и педагогической психологии, и О. В. Козыревой, ведущей практические занятия по педагогике. Т. Н. Вострухина, И. М. Телегин, П. А. Харин, Л. А. Козырев публикуют результаты своих исканий в «Ученых записках» (тома №№ 9, 10).

После избрания П. А. Харина по конкурсу заведующим кафедрой педагогики и психологии Чечено-Ингушского пединститута на должность заведующего кафедрой педагогики ШГПИ назначается опытный работник высшей школы Е. С. Фрадкин.

 

Доцент Евсей Самуилович Фрадкин.

Е. С. Фрадкин родился 18 марта 1904 года  в г. Горки ныне Могилевской области  республики Беларусь. Окончил Центральный Московский институт организаторов народного образования, соединенный позже с Академией комвоспитания имени Крупской (1921-1924,) и почти десятилетие  (до 1933 года) работал в Узбекистане, являясь одним из создателей государственной системы образования: заведующим отделом Наркомпроса УзССР в 1925-28 и 1930-31 гг., ассистентом кафедры педагогики и деканом рабфака Самаркандского пединститута в 1928-1930 гг.,  заместителем директора по учебной части пединститута г. Бухара в 1931-33 гг. В 1930 году утвержден в ученом звании доцента. Для повышения квалификации с 1933 по 1935 гг. обучался в аспирантуре по педагогике при Ленинградском государственном институте научной педагогики. По окончания аспирантуры Евсей Самуилович начал работать в вузах и ссузах Карелии (зам. директора по учебной части и доцент кафедры педагогики учительского института) и Ленинграда (зам. директора по учебной части и доцент кафедры педагогики педагогического института имени Н. К.  Крупской). Участник Великой Отечественной войны. После завершения военной службы в 1944 году начал работать преподавателем педагогики педучилища имени Н. А. Некрасова г. Ленинграда, затем - в 1945-52 гг.  доцентом кафедры педагогики Ленинградского педагогического института иностранных языков, её заведующим  с 1949 года. В период с 1956 по 1961 год Е. С. Фрадкин работал доцентом кафедры педагогики Ленинградского госуниверситета имени А. Жданова (1956-1957 гг.) и Ленинградского педагогического института имени А. Герцена. В 1961 году доцент Фрадкин переводится заведующим кафедрой педагогики ШГПИ.

Практически в одно время с Е. С. Фрадкиным на кафедру пришла работать по совместительству с работой учителем истории школы №1 Е. Я. Семенова, на должность ассистента с 1962 года переводится А. А. Вдовина, продолжают работать  И. М. Телегин и О. А. Мулина.

Знаменательным событием для кафедры стало начавшееся в 1962 году сотрудничество с кафедрой педагогики Ивановского пединститута имени Д. А. Фурманова, начало которому положило выступление заведующего кафедрой ИвГПИ Н. В. Савина на заседании кафедры педагогики ШГПИ (Н. В. Савин – профессор, автор широко популярного в 70-е гг. ХХ в. учебника по педагогики для студентов педучилищ, в конце 90-х  - начале этого десятилетия  работал в Шуйском госпедуниверситете).

Преподаватели кафедры Е. С. Фрадкин, А. В. Полтев, Л. А. Козырев систематически оказывали большую научно-методическую помощь преподавателям медицинского училища и профтехучилищ города, анализируя проводимые ими уроки, посредством организации психолого-педагогического лектория. А. В. Полтев и Л. А. Козырев регулярно участвовали в семинарах и конференциях на базе ИвГПИ имени Фурманова.  На заседаниях кафедры организовывались встречи с  передовиками педагогического труда – заслуженными учителями школы РСФСР М. П. Низовой ( шуйская начальная школа №3), Н. Н. Мишуковой (Васильевская средняя школа Шуйского района).

После ухода с должности заведующего кафедрой в 1963 году Е. С. Фрадкин работал в должности доцента кафедры, а в 1964 году перешел на пенсию. Эстафету заведования приняла А. Д. Панкратова.

 

Кандидат педагогических наук Алина Дмитриевна Панкратова.

А. Д. Панкратова родилась 8 октября 1926 года в г. Одесса на Украине. Окончила школьное отделение Московского педагогического училища №2 и исторический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. Работала в школах города Москвы. С 1953 по 1956 год обучалась в аспирантуре на кафедре педагогики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, в 1956-57 года преподавала на этой же кафедре. В 1956 году защитила кандидатскую диссертацию. А. Д. Панкратова участвовала в издании Педагогического энциклопедического словаря 1959 года, являясь автором более 20 статей по истории отечественной педагогики.  На должность заведующей кафедрой педагогики  Алина Дмитриевна была рекомендована руководству ШГПИ Академией Педагогических наук РСФСР в 1963 году.

Кафедрой педагогики А. Д. Панкратова руководила лишь один семестр 1963-64 учебного года, а со второго семестра и до начала нового учебного года исполняющим обязанности заведующего был Лев Александрович Козырев. На кафедру на должность старшего преподавателя приходит А. Н. Кандауров (с 1964 г. – декан физико-математического факультета).

В 1964 году А. Д. Панкратова по конкурсу перешла на работу в один из  других педагогических вузов страны и заведующим кафедрой становится С. И. Аккерман.

 

Кандидат педагогических наук, доцент Самуил Ионович Аккерман.

С. И. Аккерман родился в 1902 году в с. Бондуровка Каменец-Подольской губернии (сейчас – Одесская область республики Украина). В 1916 году окончил двухклассное училище, в 1921 году – общеобразовательные курсы. Учителем начал работать с 1921 году в школе второй ступени (до 1924 г.). В 1926 году, после службы в рядах Красной Армии,  назначен инспектором отдела народного образования г. Херсон. Для продолжения образования в 1937 году направлен в Москву слушателем курсов по подготовке в вуз, по окончании которых в 1928-32 гг. обучался в Коммунистическом Университете народов Запада. Получив квалификацию преподавателя социально-экономических дисциплин, С. И. Аккерман работает в военных училищах Одессы и Омска, а в 1935 году поступает в педагогическую аспирантуру высшего Коммунистического института просвещения, завершив обучение в которой в 1938 году начинает деятельность вузовского преподавателя – заведует кафедрой педагогики и психологии и является заместителем директора по учебной и научной работе Ростовского пединститута. В том же году становится кандидатом педагогических наук, защитив диссертацию «Дидактические принципы Коменского, Песталоцци, Дистервега», а через  год утвержден в ученом звании доцента. С самого начала и до завершения Великой Отечественной войны  Самуил Ионович Аккерман руководит курсами младших лейтенантов различных фронтов, а после Победы вновь возвращается на руководящую и преподавательскую работу. С 1945 по 1947 гг. – доцент Рязанского педагогического института, С 1947 по 1951 гг. – доцент и заведующий кафедрой педагогики Чечено-Ингушского пединститута, с 1951 по 1961 гг. – заведующий кафедрой педагогики Владимирского пединститута, с 1961 по 1964 гг. – заведующий кафедрой педагогики Елецкого пединститута. Автор ряда статей в центральных журналах «Педагогика» и «Народное образование», монографии «Принципы и правила обучения». В 1964 году С. И. Аккерман переходит на работу в Шуйский пединститут и руководит кафедрой.

В том же 1964 году кафедрой организуется семинар по вопросам обучения и воспитания, итогом которого явились 18 дипломных работ выпускников факультета педагогики и методики начального обучения. Экспериментальные исследования, проводимые кафедрой шли по нескольким направлениям: развитие интереса учащихся старших классов к занятиям (С. И. Аккерман), формирование настойчивости учащихся младших классов (А. В. Полтев), пути осуществления политехнического принципа в новой программе по химии для средней школы (Л. А. Козырев). Публикации преподавателей выходят в центральной прессе (у Л. А. Козырева ряд статей в журнале «Химия в школе»). Увеличилось число базовых школ (появились начальная школа №3, средняя школа №2, вечерняя школа №3 и школа-интернат №2), при кафедре был организован университет педагогических знаний для родителей. В преподавательский состав кроме вышеназванных преподавателей входят защитивший в 1968 году кандидатскую диссертацию А. Н. Кандауров (в 1968-70 гг. – проректор по учебной и научной      работе), руководитель педпрактики, ассистент О. А. Мулина (работала до 1967 года), ассистент А. А. Вдовина, заведовавшая с 1968 года педагогической практикой.

Как свидетельствует летопись истории  вуза, в конце 60-х – начале 70-х гг. в институте создалась наиболее трудная обстановка, вызванная уменьшением контингента студентов, сильной текучестью преподавательских кадров. Остро встал вопрос о закрытии Шуйского пединститута, были прекращены приемы на оба факультета (факультет педагогики и методики начального обучения закрылся еще в 1966 году, тогда же была прекращена подготовка учителей истории по второй специальности, заочное отделение  было закрыто  в 1967 году). Кафедру педагогики в 1970 году объединяют с кафедрой марксизма-ленинизма под названием « кафедра марксизма-ленинизма и педагогики». На заведование новой кафедрой встает П. Ф. Целищев.

 

Кандидат исторических наук, доцент Павел Федорович Целищев (1971 – 1974 гг.)

П. Ф. Целищев родился 19 сентября  1925 года в д. Вершинята Ново-Торъяльского района Марийской АССР в крестьянской семье. После окончания школы работал в колхозе. С 1943 по 1957 гг. проходил службу в Советской Армии. Участник Великой Отечественной войны. После увольнения в запас в 1957 году поступил на историко-филологический факультет ШГПИ, и в 1962 году завершил с отличием обучение с присвоением квалификации «Учитель истории, русского языка и литературы». В этом же году принят на кафедру марксизма-ленинизма Шуйского пединститута, где прошел путь от ассистента, старшего преподавателя до заведующего кафедрой.  В 1970 году П. Ф. Целищев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, в 1973 году присвоено ученое звание доцента. В 1971-75 гг. Павел Фёдорович работал в должности ректора Шуйского пединститута. После ухода с ректорской должности П. Ф. Целищев продолжал заведовать кафедрой, вел активную преподавательскую и общественную деятельность в вузе и городе. В 1992-1998 годах – доцент кафедр педагогики и психологии, педагогики ШГПИ-ШГПУ. В 1998 году Паве Фёдорович перешел на пенсию. В этом же году замечательного человека и ученого не стало.

Блок психолого-педагогических дисциплин в это тяжелое для института время ведут доцент А. В. Полтев,  и ассистенты Л. А. Козырев, А. А. Вдовина и М. В. Захаров (ныне кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, отличник народного просвещения, отличник просвещения СССР).